Ботаника
Зоология
Общая Биология

Отличия клеток живых организмов разных царств живой природы

Данный урок я проводил в 5 классе: это первый год изучения биологии. Ребята только знакомятся со строением клетки. Работой с микроскопом и царствами живой природы. Цели занятия: научится отличать клетки живых организмов разных царств живой природы с помощью микроскопа и освоить методику «мозгового штурма». На уроке использован метод кейсов (кейс-стади) и метод мозгового штурма для решения практикоориентированных задач по биологии клетки. Предполагается работа в группах, для каждой группы разработан рабочий лист.

Генетика

Генетика составляет значительную часть курса общей биологии. Представленные лекции рассказывают о законах Менделя (лекция 1); сцеплении и взаимодействии генов (лекция 2), мутагенезе, мутациях и генетическом коде (лекция 3) и современных методах молекулярной биологии (лекция 4). Занятия были подготовлены для Вечерней исследовательской академии, но элементы презентаций я часто использую на уроках.

Основы общей экологии

Занятие по основам обще экологии знакомит школьников с историей термина «экология», предметом и основными разделами современной экологии, классификацию экологических факторов, понятие об уровнях организации живых организмов, учение о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского, а также основными законами природопользования. Данную презентацию я использую в курсах экологии в 9 и 10 классах.

Скачать полную презентацию

Устойчивое развитие

«Устойчивое развитие» – серия уроков, которые могут пройти в виде учебной имитационной экологической игры в рамках программы «Урок в Москве» («город в школе»). В ходе этих занятий имитируется процедура публичных слушаний по рассмотрению проекта строительства мусоросортировочного комплекса, способствующего оптимальному решению одной из важных городских проблем – утилизации бытовых отходов. Каждый из участников в рамках занятия получает свой кейс (задание в соответствии с распределением ролей). В результате нескольких этапов обсуждения проблемы надо найти оптимальное решение, которое приведёт к консенсусу все заинтересованные стороны.

Занятие разработано для проекта Урок в музее

Природные зоны Земли

Урок по теме «Природные зоны Земли» построен по модульной системе. Материалы включают: презентации для самостоятельно или групповой работы школьников, раздаточный материал – рабочую тетрадь для выполнения индивидуальных и групповых заданий по теме: «Удивительный мир Земли», электронную рабочую тетрадь (Сбор ответов осуществляется средствами программы Acrobat XI Pro), задания для интерактивной доски и тестовые материалы для проверки индивидуальных знаний на базе Документов Гугл (Google Docs). В вводной части урока используются бесплатные сервисы Земля Гугл и Гугл-карты и другие спутниковые карты. Урок предусматривает выполнение мини-исследования или мини-проекта с помощью разработанной рабочей тетради на основе авторских мультимедийных презентаций или экспозиции Государственного Дарвиновского музея (можно использовать «виртуальный тур» в музей на официальном сайте).

Биохимия

Биохимия составляет значительную часть курса общей биологии. Представленные лекции рассказывают о элементарном составе клетки, неорганических соединениях, аминокислотах и белках (лекция 1); липидах и углеводах (лекция 2), нуклеиновых кислотах (лекция 3) и биохимических процессах в клетке (лекция 4). Занятия были подготовлены для Вечерней исследовательской академии, но элементы презентаций я часто использую на уроках. В материалах лекций использованы части моего авторского курса по Фармакогнозии и технологии переработки растительного сырья, который я читал для студентов 5 курса МАТХТ.

Значение биологии: биотехнология

В этом году мы отмечаем не только столетие революции, но и 100-летие биотехнологии. Впервые термин «биотехнология» применил венгерский инженер Карл Эреки в 1917 году. Сейчас биотехнология – одна из самых ярких иллюстраций практического значения биологии ведь объем международного рынка биотехнологий в настоящее время составляет 320 млрд. долл. США (в России – 3 млрд. долл. США), а прогнозируемые средние годовые темпы роста рынка – 8%, т. е. к 2020 г. его объем должен достигнуть 750 млрд. долл. США (в России темпы роста составят 14% в год, а объем рынка к 2020 г. – 14 млрд. долл. США).

Нашим ученикам жить в мире биотехнологий, и я надеюсь, что эта презентация поможет рассказать им об основных направлениях развития биотехнологий в фактах и цифрах.

Скачать полную презентацию

Анатомия и гистология на олимпиаде по биологии

Хочется, чтобы на уроках биологии было как можно больше практики! Времени для этого не всегда достаточно, а на практическом этапе регионального и заключительного этапа олимпиады по биологии задания нестандартны и довольно сложны. В презентации я постарался обобщить возможные варианты заданий по анатомии и гистологии, которые встречаются на олимпиаде.

Скачать полную презентацию

Абиотические факторы среды

Абиотические факторы среды оказывают сильнейшие воздействие на живые организмы. Важной составляющей этих факторов для растений и животных являются погодные условия. Проведение метеорологических наблюдений – важная часть полевых навыков биолога-исследователя, особенно во время полевых практик и экспедиций (ссылка на соответствующий раздел сайта).

Представленная презентация. Шаблон таблицы наблюдений в летний и зимний период и классификация снега могут быть полезны при подготовке к выездным мероприятиям и выполнении проектов и исследований (ссылка на раздел сайта).