Ботаника
Зоология
Общая Биология

Папоротники

Так сложилось, что школьный курс ботаники практически целиком ориентирован на цветковые растения. Это понятно, ведь к ним относится подавляющее большинство известных нам видов. Между тем, из поля зрения учащихся выпадают многие интересные растения, например, папоротники. Я подготовил 2 презентации о папоротниках для дополнительных занятий учащихся биологических классов. Отдельные элементы презентаций будут полезны и при подготовке к урокам в 5 – 6 классах.

Мохообразные

Жизненный цикл кукушкиного льна и строение листа мха-сфагнума – исчерпываются ли этим все, что надо знать про мохообразные? Я подготовил 3 презентации, которые использую на занятиях с учащимися биологических классов в процессе подготовки к олимпиаде по биологии. Конечно, информация в них избыточна для обычного курса ботаники. Но некоторые схемы могут быть очень полезны!

Лишайники

Лишайники для меня не только одна из тем школьной программы. Это еще и объект моих научных интересов. Я читаю несколько лекций по теме своей кандидатской диссертации магистрантам 2 года кафедры Микологии и альгологии Биологического факультета МГУ, а также провожу занятия в Кружке юных натуралистов Зоомузея МГУ и дополнительные занятия в школе для учащихся биологических классов. Приведенные презентации могут быть полезны для подготовки уроков и дополнительных занятий.

Грибы

Мы, как и наши ученики, не так много знаем о грибах: иногда все сводится к съедобным и ядовитым. Между тем, грибы таят множество сюрпризов и секретов. Например, Вы знаете, что самый большой и самый старый организм на Земле – это гриб? Знакомство с грибами на уроках биологии происходит в 5 классе. Для того, чтобы заинтересовать ребят этой темой, я подготовил красочную презентацию.

Скачать полную презентацию

Водоросли

Водоросли – очень разнообразная группа живых организмов. В школе их изучению обычно посвящено всего несколько уроков в 5 классе, но водоросли играют значительную роль в природе и жизни человека, поэтому к данной теме иногда приходится возвращаться при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии в старших классах. У себя в школе я веду дополнительные занятия, посвященные так называемым «низшим растениям». Для этой цели и подготовлена эта презентация, содержащая авторские рисунки ряда водорослей. Ее элементы я использую в качестве иллюстраций на разных этапах урока, а также источника идей для ситуационных задач (кейсов) и других заданий.

Скачать полную презентацию

Описание растительного сообщества

Описывать растительные сообщества и вести дневник наблюдений – один из ключевых навыков полевого-биолога. Старый юннатский принцип гласит: «не записано – не наблюдалось». Для современных школьников ведение записей в полевых условиях – занятие необычное и сложное. Несмотря на бум цифровых технологий на выездах и в экспедициях им предстоит все равно вести бумажные полевые дневники, так как часто они оказываются надежнее современных средств фото-, видео- и аудиофиксации. Чтобы упростить знакомство с полевыми методами исследований я провожу практическое занятие, презентация которого приведена ниже. Для такого занятия можно найти место как в 5, так и в 11 классе – все зависит от того, как построить урок: это может быть или задание о растительных (лесных) сообществах, или практикум о методах биологических исследований.

Скачать полную презентацию

Ботанические задания практического этапа олимпиады

Хочется, чтобы на уроках биологии было как можно больше практики! Времени для этого не всегда достаточно, а на практическом этапе регионального и заключительного этапа олимпиады по биологии задания нестандартны и довольно сложны. В презентации я постарался обобщить возможные варианты заданий по анатомии и физиологии растений, которые встречаются на олимпиаде.

Скачать полную презентацию