Ботаника
Зоология
Общая Биология

Папоротники

Так сложилось, что школьный курс ботаники практически целиком ориентирован на цветковые растения. Это понятно, ведь к ним относится подавляющее большинство известных нам видов. Между тем, из поля зрения учащихся выпадают многие интересные растения, например, папоротники. Я подготовил 2 презентации о папоротниках для дополнительных занятий учащихся биологических классов. Отдельные элементы презентаций будут полезны и при подготовке к урокам в 5 – 6 классах.

Мохообразные

Жизненный цикл кукушкиного льна и строение листа мха-сфагнума – исчерпываются ли этим все, что надо знать про мохообразные? Я подготовил 3 презентации, которые использую на занятиях с учащимися биологических классов в процессе подготовки к олимпиаде по биологии. Конечно, информация в них избыточна для обычного курса ботаники. Но некоторые схемы могут быть очень полезны!

Лишайники

Лишайники для меня не только одна из тем школьной программы. Это еще и объект моих научных интересов. Я читаю несколько лекций по теме своей кандидатской диссертации магистрантам 2 года кафедры Микологии и альгологии Биологического факультета МГУ, а также провожу занятия в Кружке юных натуралистов Зоомузея МГУ и дополнительные занятия в школе для учащихся биологических классов. Приведенные презентации могут быть полезны для подготовки уроков и дополнительных занятий.

Грибы

Мы, как и наши ученики, не так много знаем о грибах: иногда все сводится к съедобным и ядовитым. Между тем, грибы таят множество сюрпризов и секретов. Например, Вы знаете, что самый большой и самый старый организм на Земле – это гриб? Знакомство с грибами на уроках биологии происходит в 5 классе. Для того, чтобы заинтересовать ребят этой темой, я подготовил красочную презентацию.

Скачать полную презентацию

Водоросли

Водоросли – очень разнообразная группа живых организмов. В школе их изучению обычно посвящено всего несколько уроков в 5 классе, но водоросли играют значительную роль в природе и жизни человека, поэтому к данной теме иногда приходится возвращаться при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии в старших классах. У себя в школе я веду дополнительные занятия, посвященные так называемым «низшим растениям». Для этой цели и подготовлена эта презентация, содержащая авторские рисунки ряда водорослей. Ее элементы я использую в качестве иллюстраций на разных этапах урока, а также источника идей для ситуационных задач (кейсов) и других заданий.

Скачать полную презентацию

Описание растительного сообщества

Описывать растительные сообщества и вести дневник наблюдений – один из ключевых навыков полевого-биолога. Старый юннатский принцип гласит: «не записано – не наблюдалось». Для современных школьников ведение записей в полевых условиях – занятие необычное и сложное. Несмотря на бум цифровых технологий на выездах и в экспедициях им предстоит все равно вести бумажные полевые дневники, так как часто они оказываются надежнее современных средств фото-, видео- и аудиофиксации. Чтобы упростить знакомство с полевыми методами исследований я провожу практическое занятие, презентация которого приведена ниже. Для такого занятия можно найти место как в 5, так и в 11 классе – все зависит от того, как построить урок: это может быть или задание о растительных (лесных) сообществах, или практикум о методах биологических исследований.

Скачать полную презентацию

Ботанические задания практического этапа олимпиады

Хочется, чтобы на уроках биологии было как можно больше практики! Времени для этого не всегда достаточно, а на практическом этапе регионального и заключительного этапа олимпиады по биологии задания нестандартны и довольно сложны. В презентации я постарался обобщить возможные варианты заданий по анатомии и физиологии растений, которые встречаются на олимпиаде.

Скачать полную презентацию

Птицы

На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов птиц, из них в России встречается 600 видов. Самым большим размахом крыльев среди существующих птиц обладает странствующий альбатрос — 3,25 м. Презентация «Мир птиц. Пернатые соседи по планете Земля» знакомит учащихся с пернатыми нашей планеты через принцип «самый-самый», с особенностями их биологии, экологии, охраны.

Скачать полную презентацию

Опасные морские животные

Морским глубинам посвящено множество легенд и мифов. Кажется, что они полны опасности. Так ли это на самом деле? Насколько опасны киты, касатки, акулы? Кто же самый страшный морской обитатель? Я подготовил небольшую презентацию, которую можно использовать на вводном уроке при изучении разнообразия царства животных.

Скачать полную презентацию

Зоологические задания практического этапа олимпиады

Хочется, чтобы на уроках биологии было как можно больше практики! Времени для этого не всегда достаточно, а на практическом этапе регионального и заключительного этапа олимпиады по биологии задания нестандартны и довольно сложны. В презентации я постарался обобщить возможные варианты заданий по позвоночным и беспозвоночным животным, которые встречаются на олимпиаде.

Скачать полную презентацию

Мир членистоногих

Кто такие членистоногие? Что их объединяет? Как устроены и размножаются насекомые. Презентация «Мир членистоногих» знакомит школьников с этими вопросами, а также с разнообразием самой многочисленной группы животных на Земле.

Скачать полную презентацию

Коралловые рифы

Рифы – уникальные симбиотические системы – оазисы жизни посреди пустыни тропических морей. Рифы очень чувствительны к глобальным изменениям и, по некоторым прогнозам, могут исчезнуть уже 2030 году. Целый ряд работ, выполненных под моим руководством, посвящено изучению рифов.

Презентация «коралловые рифы» знакомит учащихся с тем, что такое риф, как он формируется и какие животные обитают в таких морских экосистемах.

Скачать полную презентацию

Отличия клеток живых организмов разных царств живой природы

Данный урок я проводил в 5 классе: это первый год изучения биологии. Ребята только знакомятся со строением клетки. Работой с микроскопом и царствами живой природы. Цели занятия: научится отличать клетки живых организмов разных царств живой природы с помощью микроскопа и освоить методику «мозгового штурма». На уроке использован метод кейсов (кейс-стади) и метод мозгового штурма для решения практикоориентированных задач по биологии клетки. Предполагается работа в группах, для каждой группы разработан рабочий лист.

Генетика

Генетика составляет значительную часть курса общей биологии. Представленные лекции рассказывают о законах Менделя (лекция 1); сцеплении и взаимодействии генов (лекция 2), мутагенезе, мутациях и генетическом коде (лекция 3) и современных методах молекулярной биологии (лекция 4). Занятия были подготовлены для Вечерней исследовательской академии, но элементы презентаций я часто использую на уроках.

Основы общей экологии

Занятие по основам обще экологии знакомит школьников с историей термина «экология», предметом и основными разделами современной экологии, классификацию экологических факторов, понятие об уровнях организации живых организмов, учение о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского, а также основными законами природопользования. Данную презентацию я использую в курсах экологии в 9 и 10 классах.

Скачать полную презентацию

Устойчивое развитие

«Устойчивое развитие» – серия уроков, которые могут пройти в виде учебной имитационной экологической игры в рамках программы «Урок в Москве» («город в школе»). В ходе этих занятий имитируется процедура публичных слушаний по рассмотрению проекта строительства мусоросортировочного комплекса, способствующего оптимальному решению одной из важных городских проблем – утилизации бытовых отходов. Каждый из участников в рамках занятия получает свой кейс (задание в соответствии с распределением ролей). В результате нескольких этапов обсуждения проблемы надо найти оптимальное решение, которое приведёт к консенсусу все заинтересованные стороны.

Занятие разработано для проекта Урок в музее

Природные зоны Земли

Урок по теме «Природные зоны Земли» построен по модульной системе. Материалы включают: презентации для самостоятельно или групповой работы школьников, раздаточный материал – рабочую тетрадь для выполнения индивидуальных и групповых заданий по теме: «Удивительный мир Земли», электронную рабочую тетрадь (Сбор ответов осуществляется средствами программы Acrobat XI Pro), задания для интерактивной доски и тестовые материалы для проверки индивидуальных знаний на базе Документов Гугл (Google Docs). В вводной части урока используются бесплатные сервисы Земля Гугл и Гугл-карты и другие спутниковые карты. Урок предусматривает выполнение мини-исследования или мини-проекта с помощью разработанной рабочей тетради на основе авторских мультимедийных презентаций или экспозиции Государственного Дарвиновского музея (можно использовать «виртуальный тур» в музей на официальном сайте).

Биохимия

Биохимия составляет значительную часть курса общей биологии. Представленные лекции рассказывают о элементарном составе клетки, неорганических соединениях, аминокислотах и белках (лекция 1); липидах и углеводах (лекция 2), нуклеиновых кислотах (лекция 3) и биохимических процессах в клетке (лекция 4). Занятия были подготовлены для Вечерней исследовательской академии, но элементы презентаций я часто использую на уроках. В материалах лекций использованы части моего авторского курса по Фармакогнозии и технологии переработки растительного сырья, который я читал для студентов 5 курса МАТХТ.

Значение биологии: биотехнология

В этом году мы отмечаем не только столетие революции, но и 100-летие биотехнологии. Впервые термин «биотехнология» применил венгерский инженер Карл Эреки в 1917 году. Сейчас биотехнология – одна из самых ярких иллюстраций практического значения биологии ведь объем международного рынка биотехнологий в настоящее время составляет 320 млрд. долл. США (в России – 3 млрд. долл. США), а прогнозируемые средние годовые темпы роста рынка – 8%, т. е. к 2020 г. его объем должен достигнуть 750 млрд. долл. США (в России темпы роста составят 14% в год, а объем рынка к 2020 г. – 14 млрд. долл. США).

Нашим ученикам жить в мире биотехнологий, и я надеюсь, что эта презентация поможет рассказать им об основных направлениях развития биотехнологий в фактах и цифрах.

Скачать полную презентацию

Анатомия и гистология на олимпиаде по биологии

Хочется, чтобы на уроках биологии было как можно больше практики! Времени для этого не всегда достаточно, а на практическом этапе регионального и заключительного этапа олимпиады по биологии задания нестандартны и довольно сложны. В презентации я постарался обобщить возможные варианты заданий по анатомии и гистологии, которые встречаются на олимпиаде.

Скачать полную презентацию

Абиотические факторы среды

Абиотические факторы среды оказывают сильнейшие воздействие на живые организмы. Важной составляющей этих факторов для растений и животных являются погодные условия. Проведение метеорологических наблюдений – важная часть полевых навыков биолога-исследователя, особенно во время полевых практик и экспедиций (ссылка на соответствующий раздел сайта).

Представленная презентация. Шаблон таблицы наблюдений в летний и зимний период и классификация снега могут быть полезны при подготовке к выездным мероприятиям и выполнении проектов и исследований (ссылка на раздел сайта).